Заявка на пробный урок

Получи бесплатный урок сейчас!

Свяжитесь с нами: Skype: paraisozzz

Урок 11

Звук [о]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания Примечания

[o]

отсутствует

o

Ô, ô

Буква o читается как [o] на конце слова, перед непроизносимой согласной или перед звуком [z].

Значок ˆ над буквой o указывает, что она читается как [o].
Исключения: hôtel [ɔtɛl] m — гостиница, hôpital [ɔpital] m — больница.
Прописная буква Ô чаще обозначается как O.

   

au
eau

Буквосочетания au, eau в виде исключения читаются как [ɔ] в следующих случаях:
Paul [pɔl] — Поль (мужское имя), mauvais [mɔvɛ] т, mauvaise [mɔvɛ:z] f — плохой, -ая, -ое.

Считается, что звук [о] — это один из самых трудных французских звуков для русских. На слух он напоминает скорее русское [у], чем русское [о]. И то, что русское [о] и французское [o] обозначаются в транскрипции одинаково, не должно вводить вас в заблуждение.

Дня того чтобы приблизиться к правильному французскому [o], придайте своим губам то же положение, которое требуется для произнесения звука [ø], т. е. настройтесь на свист (см. урок 9). Затем, не меняя положения губ, произнесите французское [ɔ]. Это даст примерно то, что требуется, — французское [o]. Довольно сложно, но упорная практика творит чудеса!

Посмотрите на рисунки 1 и 2. Разница между [ɔ] и [o] хорошо заметна, не правда ли?

[ɔ] [o]
Рис. 1 Рис. 2

Упражнение № 1. Постарайтесь добиться того, чтобы французские [ɔ] и [o] в вашей речи различались. Произнесите, глядя на свои губы в зеркало и сравнивая то, что вы видите, с рисунками 1 и 2:

[pɔ — po — pɔ:r — po], [sɔ — so — sɔl — so], [tɔ — to — tɔs — to], [nɔ — no — nɔ:r — no], [ɔ — о — nɔt — no], [ɔ — о — ɔm — o], [ɔ — о — ɔm — o:z].

Упражнение № 2. Прочтите слова, стараясь запомнить их:

métro [métro] m — метро
eau [о] f — вода
dos [do] m — спина
mot [mo] m — слово
trop [tro] — слишком, очень
tôt [to] — рано
beau [bo] m — красивый, -ая, -oe
peau [po] f — кожа
chaud [ʃo] m, chaude [ʃo:d] f — теплый, -ая, -oe;
горячий, -ая, -ее
pauvre [po:vr] m, f — бедный, -ая, -oe
cadeau [kado] m — подарок
chapeau [ʃapo] m — шляпа
tableau [tablo] m — картина
rose [ro:z] — 1) m, f розовый, -ая, -oe; 2) f роза
il faut [ilfo] — нужно

Упражнение № 3. Прочтите, перепишите и переведите:

Répétez ce mot !
Le peintre est très pauvre
Le train arrive tôt
Il veut faire un cadeau
Lucienne aime ce tableau
Le café est trop chaud
Monsieur est très beau
Apportez les roses !
Elle porte le chapeau rose
Il faut rester ici
Il faut travailler vite
Il faut quitter Paris











Звук [ɔ̃]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания Примечания

носовой гласный [ɔ̃]

отсутствует

on
om

Буквосочетания on, om читаются как [ɔ̃], либо если они выступают на конце слога, либо если после них следует согласная буква, но не m или n.

Как вы, наверное, догадываетесь, для получения носового французского [ɔ̃] нужно начать «мычать с открытым ртом» (см. урок 10), затем, не прерывая мычания, произнести уже усвоенный вами звук [ɔ]. Не забывайте о том, что никакого призвука [n] у носового [ɔ̃] не должно быть.

Упражнение № 4. Произнесите:

[ɔ — ɔ̃], [mɔ — mɔ̃], [tɔ — tɔ̃], [sɔ — sɔ̃], [pɔ — pɔ̃], [ɔ:r — ɔ̃], [ɔm — ɔ̃], [ɔl — ɔ̃], [ɔd — ɔ̃], [ɔb — ɔ̃].

Упражнение № 5. Произнесите слова и выучите их:

mon [mɔ̃] m — мой, моя, мое (слово употребляется при французских словах мужского рода)
ton [tɔ̃] m — твой, твоя, твое (слово употребляется при французских словах мужского рода)
son [sɔ̃] m — свой, своя, свое (слово употребляется при французских словах мужского рода)
nom [nɔ̃] m — имя; название; фамилия
sombre [sɔ̃br] m, f — темный, -ая, -ое
compliqué [kɔ̃plike] m, compliquée [kɔ̃plike] f — сложный, -ая, -oe
bon [bɔ̃] m — хороший, -ая, -oe; вкусный, -ая,-oe
long [lɔ̃] m, longue [lɔ̃:g] f — длинный, -ая,-oe
bonbon [bɔ̃bɔ̃] m — конфета
garçon [garsɔ̃] m — мальчик
pont [pɔ̃] m — мост
leçon [ləsɔ̃] f — урок
maison [mɛzɔ̃] f — дом
raconter [rakɔ̃te] — рассказывать
montrer [mɔ̃tre] — показывать
profession [prɔfɛsjɔ̃] f — профессия
agression [agrɛsjɔ̃] f — агрессия

Упражнение № 6. Прочтите по горизонтали и проследите за тем, как читаются буквосочетания on, om:

перед гласной или перед согласными n, m на конце слова или перед другими согласными

monotone [mɔnɔtɔn]
sonner [sɔne]
bonne [bɔn]
téléphone [telefɔn]
fromage [frɔma:ʒ]
pomme [pɔm]
homme [ɔm]

ton [tɔ̃]
son [sɔ̃]
bon [bɔ̃]
garçon [garsɔ̃]
compliqué [kɔ̃plike]
pont [pɔ̃]
sombre [sɔ̃br]

 

Если звук [ɔ̃] на конце слова оказывается перед гласным следующего слова,
то между [ɔ̃] и последующим гласным вставляется звук [n] или [m] —
в зависимости от того, что́ пишется в слове со звуком [ɔ̃]. Например:
bon appétit ! [bɔ̃
n
apeti] — приятного аппетита!
mon nom est... [mɔ̃nɔ̃
m
ɛ] — меня зовут... (буквально мое имя...)

Упражнение № 7. Заполните пропуски словами, подобранными в колонке справа, так, чтобы получились законченные предложения. Прочтите эти предложения вслух, не забывая вставлять [n] или [m] в выделенных позициях:

1. Le bonbon est
2. La salle est
3. Cette affaire est trop
4. Mon nom est
5. Le pont est
6. Elle veut montrer
7. Le garçon peut
8. Il faut répéter
9. Ton père est
10. Son ami a









compliquée
écrivain
Paul
la leçon
sa maison
rester ici
bon
deux sœurs
sombre
long

 
Буквосочетание tion на конце французских существительных произносится как [sjɔ̃],
например: nation [nasjɔ̃] f — нация. Этому правилу не подчиняется
лишь слово question [kɛstjɔ̃] f — вопрос.

Упражнение № 8. Прочтите слова и попробуйте догадаться, что они означают (можете проверить себя по словарю):

révolution [revɔlysjɔ̃] f
délégation [delegasjɔ̃] f
rédaction [redaksjɔ̃] f
situation [sityasjɔ̃] f
administration [administrasjɔ̃] f
collection [kɔlɛksjɔ̃] f
constitution [kɔ̃stitysjɔ̃] f






construction [kɔ̃stryksjɔ̃] f
consultation [kɔ̃syltasjɔ̃] f
expédition [ɛkspedisjɔ̃] f
information [ɛ̃fɔrmasjɔ̃] f
instruction [ɛ̃stryksjɔ̃] f
manifestation [manifɛstasjɔ̃] f
tradition [tradisjɔ̃] f






Звук [u]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания Примечания

гласный [u]

[у] как в слове мумия

ou

Не путайте знак [u] в транскрипции с русской буквой и.

Французский гласный [u] похож на русский [у], однако, произнося его, нужно сильнее округлять, сжимать и выдвигать вперед губы.

Упражнение № 9. Прочтите и запомните слова:

ou [u] — или
[u] — где
nous [nu] — мы, нас, нам
rouge [ru:ʒ] m, f — красный, -ая,-ое
vous [vu] — вы, вас, вам
sous [su] — под
tous [tus] — все
jour [ʒu:r] m — день
toujours [tuʒu:r] — всегда
journal [ʒurnal] m — газета
douze [du:z] — двенадцать
doux [du] m, douce [dus] f — сладкий, -ая,-ое
beaucoup [boku] — много, очень
beaucoup de... [bokudə] — много... (кого, чего)
nouveau [nuvo] m, nouvelle [nuvɛl] f — новый, -ая, -ое
aujourd’hui [oʒurdɥi] — сегодня

Звук [w]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания

полугласный [w]

отсутствует

oi [wa]
oin [wɛ̃]
ou + произносимый гласный: [wi], [wɛ]

Вы научились произносить французский гласный [u], и освоить полугласный [w] теперь будет несложно. Звук [w] — это тот же [u], но произнесенный предельно кратко перед последующим гласным. Итак, начните выговаривать [u] — но только начните! — и сейчас же переходите к следующему гласному. Полугласный [w] и образуется в процессе этой быстрой смены звуков. Подсказка для тех, кто знает английский язык: французское [w] и английское [w] — это примерно одно и то же. Впрочем, и в нашу русскую речь этот звук проникает: именно он присутствует в начале междометия вау!, популярного у молодежи.

Упражнение № 10. Прочтите и запомните слова:

mois [mwa] m месяц (единица исчисления времени)
trois [trwa] — три
voilà [vwala] — вот
soir [swa:r] m — вечер
le soir [ləswa:r] — вечером
noir [nwa:r] m, noire [nwa:r] f — черный, -ая, -oe
savoir [savwa:r] — знать (глагол)
pourquoi [purkwa] — почему
oiseau [wazo] m — птица
oiseaux [wazo] — птицы (форма
множественного числа)

loin de... [lwɛ̃də] — далеко от...
moins [mwɛ̃] — менее, меньше
oui [wi] — да (выражение согласия)
silhouette [silwɛt] f — силуэт

Упражнение № 11. Прочтите, перепишите и переведите:

Paul est notre nouveau directeur.
Il a beaucoup de livres.
Elle aime beaucoup les fleurs.
Voilà mon chapeau noir et ma robe rouge.
Pierre cherche le journal sur la table et sous la table.
Elle est toujours triste et aujourd’hui elle pleure.
Aujourd’hui il pleut et la mer est moins calme.
Il veut savoir pourquoi elle pleure.
Cette ville est loin de Paris.
Le café est trop doux.
Le garçon veut savoir les noms de ces oiseaux.